Страницы

понедельник, 4 марта 2013 г.

О, Толстой, о

Ни одно произведение графа Льва Толстого не экранизировали так много, как "Анну Каренину" - как минимум 15 раз. Существует "Каренина" с двумя финалами на выбор, есть даже адаптация египетского производства с Омаром Шарифом, где сюжет скорее болливудский, а героев зовут как-то вроде Рик-ма-джик и Хоп-ма-гоб. Анну Каренину в свое время играли Грета Гарбо (дважды), Вивьен Ли, Жаклин Биссет, Софи Марсо, а теперь еще и Кира Найтли.

Российский же зритель (и особенно руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко) одобряет только исполнение Татьяны Самойловой. Российского зрителя нельзя осуждать за сварливую придирчивость: в конце концов, он обладает абсолютными правами на всех Толстых и Карениных, как, скажем, американцы - на Скарлетт О'Хара. К тому же, киношная Анна Каренина у нас номинально одна - кто будет считать малоизвестные постановки, пусть даже в одной из них снималась великая Майя Плисецкая.

При наличии неприкасаемой Самойловой и Co. для создания новых Карениных нужны как минимум
смелость и козырь в рукаве. Сергею Соловьеву, чью интерпретацию 2009 года только сейчас показывают по ТВ в пяти сериях, смелости всегда было не занимать. А козырь - хотя бы актерский состав: Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Олег Янковский, Ярослав Бойко, Людмила  Савельева, Сергей Гармаш, Евгения Крюкова, etc. За удовольствие видеть живыми Абдулова и Янковского хочется поклониться Соловьеву в пояс. Вот только того удовольствия, которое предвкушаешь, читая титры, испытать не получается.

Дивные актеры тонут в декорациях и проглатываются при стыковке кадров. Монтаж вообще невероятен. Вот, например, Левин мечется по заснеженному городу в поисках доктора для рожающей Кити, а после рекламы он уже мечется по зеленому лесу в поисках Кити, которая ушла гулять с сыном в грозу. Звук - беда всех современных российских фильмов и сериалов - идет словно из банки. Женские костюмы порой режут глаз - как-то не верится, что во времена Толстого почтенные дамы света носили жуткие розочки на шляпках и платья куртизанских расцветок. Но обиднее всего то, что, как ни старайся, никому не веришь. Разве что моментами.

Зато на этом фоне по-новому воспринимаются закадровые отрывки из романа Толстого. Резкое несоответствие картинки и текста позволяет почувствовать, насколько все-таки гениален Лев Николаевич. Вот за это спасибо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий